Прогрессивная шкала налогообложения для физических лиц
23 июня, в своём очередном обращении к народу, президент России В.В. Путин озвучил дальнейшие планы правительства, направленные на поддержку экономики и смягчения последствий пандемии коронавируса.
Одной из таких мер стало повышение с 1 января 2021 года ставки НДФЛ для граждан, чей заработок превысит 5 млн. рублей в год.
Технология, на первый взгляд, достаточна простая: при доходе до 5 млн. рублей ставка по-прежнему составит 13%, а на сумму, превышающую данный порог, будет взиматься 15%.
Причем деньги, полученные от этого повышения пойдут на помощь детям с редкими заболеваниями, стоимость лечения которых очень высока.
Таким образом, Россия уходит от единой ставки, которая действовала с 2001 г. и была направлена на максимальный вывод доходов из «тени».
В чём проблема прогрессивной налоговой шкалы?
В первую очередь, с её администрированием: под этот налог попадут топ-менеджмент крупных компаний, а их доход складывается из основной зарплаты, бонусов, дивидендов, продажи акций, депозитов и других источников.
Из этого понять, какой доход получит сотрудник по итогам года, невозможно, а НДФЛ надо рассчитывать каждый месяц.
Кроме этого, доход по каждому отдельному источнику у гражданина может и не превышать 5 млн. руб., а работодатель отследить все доходы не в состоянии.
Минфин, кстати, выступал против введения такой системы налогообложения, потому что, по факту, под действие повышенного налога попадёт, по подсчетам экспертов, порядка 1% населения, и возможное дополнительное поступление в бюджет составит порядка 60 млрд. руб.
А стоимость дополнительных проверок и администрирования, которые лягут на плечи налоговой службы, могут быть вполне сопоставимы с этой суммой.
Для справки: с 2001 года в Госдуму не менее 10 раз вносились законопроекты о применении прогрессивной шкалы подоходного налога, только в 2019 году их было 2 с более мягкими условиями, и оба были отклонены в связи именно с экономической нецелесообразностью и сложностью администрирования.
Но надо ещё отметить немаловажную деталь: практически все предыдущие законопроекты, наряду с повышением ставки для «богатых», предусматривали снижение или полную отмену НДФЛ для «бедных», т.е. имеющих доход в пределах прожиточного минимума.
Но такое изменение, конечно, серьезно бы отразилось на поступлении средств в бюджет, и посчиталось нецелесообразным.
НДФЛ – это практически треть дохода бюджета регионов, и последствия пандемии существенно снизили их ёмкость.
Поэтому предусмотреть какие-то меры компенсации было бы логично, но вряд ли вводимый налог послужит таковой: большая часть граждан с высокими доходами сосредоточена в определенных субъектах: Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, ЯНАО и Татарстан.
В эти бюджеты, соответственно, и поступят дополнительные средства. Возможно, будет создан некий механизм федерального регулирования, но пока такового нет.
По мнению экспертов, повышение ставки НДФЛ в сегодняшней версии, без отмены налога для малоимущих — это больше популистская мера, «демонстративный» ответ на «запрос на справедливость», считают экономист Андрей Мовчан и макроаналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов.
Кроме этого, мы выходим из зоны гарантируемо предсказуемого налогообложения: как только новость вышла в эфир, уже появилась информация о дальнейших обсуждениях повышения ставок НДФЛ.
При этом не надо забывать об уже введённом дополнительном налоге по вкладам и ценным бумагам.
В то время, когда большинство стран оказывают максимальную поддержку потребительскому спросу, мы видим курс на поддержку стабильности бюджета.
Скорее всего, всё это заставит большинство граждан на будущее задуматься, как снизить налоговую нагрузку: например, перевести большую часть накоплений в активы с большей доходностью (рынок акций), инвестиционные паи, прибегать к более рискованным финансовым стратегиям.