Газпром анонсировал планы по выпуску «бессрочных» облигаций
Бессрочные или «вечные» облигации – инструмент, достаточно новый для российского рынка. До недавнего времени право на выпуск бессрочных займов имели только банковские организации, которые в основном размещали «вечные» еврооблигации в зарубежной валюте по иностранному праву.
Первым банком, выпустившим бессрочные облигации, стал банк ВТБ в 2012 году.
На российском рынке «вечных» облигаций в 2016 году первопроходцем стал Россельзохбанк. Облигации были размещены на Мосбирже с купонным доходом 9% годовых. Он стал первым банком, выпустившим облигации в российской юрисдикции.
Бессрочные облигации – это нечто промежуточное между привилегированными акциями и обычными долгосрочными облигациями.
С одной стороны, эмитент не обязан возвращать инвестору сумму вложения (как в случае с акциями), а с другой стороны, будет выплачивать заранее определенный доход, не зависящий от прибыли и иных его показателей (как в случае с облигациями).
Бессрочными их называет в силу того, что они не имеют срока погашения, могут передаваться по наследству.
Вкладывая средства в подобные бумаги, инвестор рассчитывает на получение постоянного дохода, а также на доход от перепродажи на вторичном рынке.
Первые бессрочные бонды были выпущены Банком Англии в 1753 году и до сих пор торгуются на Лондонской бирже с купонным доходом в 2.5% годовых.
На самом деле бессрочными эти облигации являются чисто теоретически, потому что, как правило, в мировой, а теперь уже и в отечественной практике, эмитент имеет право выкупить и погасить такие бумаги.
Этот пункт для эмитента жизненно необходим, в силу двух причин:
-
1. Если бумага эмитентом не будет погашена в оговоренный срок, ему придется повышать ставку по купонному доходу.
2. Если ключевая ставка ЦБ, а вместе с нею ставка по депозитам и кредитам будет снижаться, может настать момент, когда эмитенту выгоднее будет взять кредит, чем выплачивать процент по купонам.
Для инвестора же второй пункт часто является очень привлекательным, потому что дает возможность заработать на росте номинала облигации: ведь чем процент по депозиту ниже, тем привлекательнее для остальных участников рынка становится приобретение «вечных» бондов с установленной ранее более высокой доходностью.
Так зачем же компаниям «вечные» бонды и в чем видят выгоду инвесторы?
Начнем с инвесторов: для них бессрочные облигации более привлекательны, чем обычные, в силу более высокого купонного дохода, которым обладают «вечные» бонды, так как их размещение более выгодно эмитенту, чем привлечение кредитных средств.
Средства, полученные эмитентом от размещения таких облигаций, не считаются кредитными, а учитывается фактически как уставной капитал. А это, свою очередь, позволяет компании не повышать соотношение чистого долга к EBITDA (показателю рентабельности), которое влияет на кредитный рейтинг компании и повышению стоимости ее прочих заимствований.
Вроде бы взяли деньги в долг, а вроде бы и нет.
Но более высокий доход, как мы все знаем, образуется из более высокого риска. А риск «вечных» бондов может настигнуть инвестора с трех сторон:
-
1. Невозврат денег в случае банкротства или санации компании – эмитента.
2. Рост процентных ставок в банковском секторе в случае роста инфляции, которые могут стать выше купонного дохода.
3. Неизвестный уровень ликвидности.
Третий пункт связан, в первую очередь, с тем, что покупать бессрочные облигации, выпущенные после 2019 года, могут только квалифицированные инвесторы. Поэтому круг потенциальных покупателей на вторичном рынке тоже может быть ограничен.
Вложите вы в облигацию $100 000, через пять лет захотите ее продать, а покупателей просто не окажется – здесь все будет зависеть от ситуации в экономике, которую тоже сложно предсказать.
Но, все течет, все меняется, и жизнь не стоит на месте – и вот уже в конце июня 2020 года на российском рынке появилась первая коммерческая «ласточка» в лице РЖД.
22 июня по закрытой подписке прошло формирование книги заявок по выпуску бессрочных облигаций ОАО «Российские Железные дороги».
Заявки, полученные от инвесторов, превысили объём размещения более, чем в два раза, что позволило эмитенту снизить процент по купону с предполагаемого 7% до 6.55%, а сам объём размещения был увеличен с 15 млрд руб. до 30 млрд руб.
Таки образом, спрэд к ОФЗ составил 1.55%.
Накануне размещения выпуска был включен в международную систему Евроклир (Euroclear), что позволило принять участие в размещении иностранным инвесторам.
Основными инвесторами стали российские и зарубежные банки (80%), а также пенсионные фонды и управляющие компании.
То, что РЖД удалось привлечь внимание инвесторов, можно объяснить выпуском облигаций на фоне рекордно низких ставок на мировых рынках.
Кроме того, на прошлой неделе, снова подешевел ряд других российских облигаций – пока говорить о начале подъёма после «коронавирусной» просадки, по всей видимости, рано.
Конечно, оптимизма инвесторам добавили еще и специальные условия именно для «вечных» бондов РЖД по компенсации со стороны Минфина России в случае принятия ОАО РЖД решения о невыплате купонного дохода.
А также то, что доходы РЖД, даже в период пандемии, просели на 3%, и то, что компания вошла в список областей экономики, признанными пострадавшими (а это дополнительные льготы, которые позволят поддержать доходность предприятия).
Все эти «приятные» моменты в размещении бессрочных облигаций РЖД наверняка сделали бы их популярными и для физических лиц. Но пока такой возможности российское законодательство не предусматривает.
Но, вслед за РЖД строй «бессрочников» планируют пополнить «Почта России» и «Газпром».
21 июля 2020 года газовый монополист анонсировал подготовку к выпуску «вечных» облигаций.
На сегодняшний момент компании необходимо привлечь порядка 2 триллионов рублей до 2030 года для завершения проекта газификации России по поручению Президента.
Также «Газпром» рассматривает в этом году выход на международный рынок с бессрочными еврооблигациями, номинированными, вероятнее всего, в долларах США.
Количество корпоративных компаний, желающих привлечь инвестиционные средства за счет «вечных» бондов, растет, возможно, не за горами тот день, когда и простые инвесторы смогут стать владельцами бессрочных облигаций.