Причины и последствия ажиотажного спроса на актив
Ажиотажный спрос – явление на рынке, которое возникает в тех случаях, когда у участников рынка желание купить актив значительно превышает предложение.
Обычно возникает в следующих ситуациях:
- Дефицит товара.
- Острая необходимость в данном товаре (пример: продукты питания) при его дефиците.
- Стремительное падение цены (при условии, что можно ожидать её роста, что падение цены не является необратимым, как в случае банкротства компании или дефолта).
- Рост цены на товары, которые могут быть замещены данным товаром.
Влияние рекламы и общественного мнения на ажиотажный спрос
Нельзя недооценивать влияние таких факторов, потому что часто оно является определяющим. Примеры:
- Распространяется информация о грядущем продуктовом дефиците.
- Распространяется информация о том, что цена актива (сегодня дешёвого) должна в скором будущем увеличиться в разы.
В обоих случаях распространение такой информации не всегда означает, что она достоверная. Ажиотажный спрос может вызываться искусственно, с целью получения максимальной прибыли, зачастую мошеннической.
Интересным примером является ажиотажный спрос на Биткоин в декабре 2017 года. Из-за стремительного роста спрос увеличивался пропорционально цене, хотя это не является нормальной ситуацией на рынке: обычно стремительный рост цены, наоборот, уменьшает спрос, ведь покупать по высокой цене невыгодно. Но здесь сыграли свою роль ожидания общественности относительно того, что рост будет продолжаться и дальше.
Последствия ажиотажного спроса
Если мы имеем дело с товарным активом, то ажиотажный спрос приводит к искусственному дефициту. Это вызывает всё большее увеличение цены, что в конечном итоге начинает сбивать уровень спроса, и таким образом рынок себя регулирует.
Одновременно с этим покупатели ищут альтернативные продукты, которые при незначительной разнице в качестве стоят дешевле. Это справедливо для продуктов питания, техники, любых услуг.
Если речь идёт про валюты, криптовалюты или ценные бумаги, то фактический дефицит возникнуть не может. В этом случае ажиотажный спрос вызывает рост цены, а он, в свою очередь, неминуемо приводит к тому, что актив оказывается «перекупленным», после чего следует падение цены и корректировка спроса.
В случае с товарными активами падение цены всегда вызывает желание покупать актив, но если говорить про ценные бумаги, то падение цены может вызывать и обратную тенденцию, из-за появления у трейдеров страха по поводу дальнейшего обвала.
В целом ажиотажный спрос нельзя назвать нормальным явлением рынка, потому что он приводит к большим искажениям, которые потом рынку придётся корректировать.