Статьи

Для трейдеров и инвесторов

Причины стагнации компании Apple

Прошлый год закончился для Apple в красной зоне. Необходимо подчеркнуть, что в течение 2018 года американский производитель мобильной и компьютерной техники оставался самой дорогостоящей корпорацией в США, а также во всем мире. Суммарная капитализация компании превысила отметку в 1 триллион долларов.

На этой диаграмме представлены наглядные примеры в виде пятерки корпораций с наибольшей капитализацией. Информация взята с американского рынка ценных бумаг. Диаграмма иллюстрирует тот факт, что самой дорогой компанией на данный момент является Microsoft. Вслед за ней идет корпорация Amazon. Что касается Apple, то эта организация откатилась на третью позицию.

В 2019 год абсолютно все индексы США вошли, находясь в красной зоне. Однако, если фондовый индекс S&P 500 за 2018 год продемонстрировал падение на 6%, то ценные бумаги компании Apple за идентичный отрезок времени подешевели на 15%. Это говорит о том, что акции Apple подешевели практически в 2 раза по сравнению с одним из ведущих индексов американской экономики.

Разумеется, что возникает вполне логичный вопрос, почему цена акций столь стремительно упала? Чтобы объективно ответить на этот вопрос, нужно определить, какие процессы протекали в непосредственно внутри компании, а также на рынке мобильной, компьютерной техники. К столь масштабному падению привела совокупность факторов.

Письмо Тима Кука инвесторам компании Apple

2 января 2019 года Тим Кук опубликовал письмо, которое было предварительно инвесторам Apple. Суть заключалась в том, что в ближайшее время корпорация недосчитается прибыли в размере 9 000 000 000 долларов. Речь шла о потенциальной выручке с октября по декабрь 2018 года. Генеральный директор попытался успокоить инвесторов и призвал отказаться от поспешных решений. По его мнению, проблемы носят исключительно временный характер, а ситуация нормализуется в самое ближайшее время, после чего начнется экономическое развитие.

Всей этой ситуации предшествовал релиз новых продуктов, которые были представлены в последнем квартале 2018 года. Руководство компании посчитало, что новый смартфон iPhone XR, ноутбук MacBook Air, безрамочный планшет iPad Pro, оптимизированный Mac mini покажут феноменальный уровень продаж, так как презентация новых продуктов прошла накануне рождественских праздников.

Ставка не сработала. Целевая аудитория предпочла новинкам Apple товары конкурентов, вследствие чего акции компании заметно просели. Для корпорации с капитализацией свыше 700 миллиардов долларов, недополучение прибыли в размере 9 миллиардов, нельзя назвать катастрофой. Впрочем, нужно отметить, что в последний раз подобная ситуация была зафиксирована в 2002 году. Тогда Стив Джобс выступил с аналогичным обращением к инвесторам.

Как росла капитализация компании Apple?

Джобс также предложил акционерам немного подождать. После презентации дела компании должны были пойти в гору. Этот прогноз оправдался. С октября 2001 по июнь 2007 года капитализация возросла на 106 миллиардов долларов. В течение последующих 10 лет капитализация стабильно росла. За этот промежуток показатель увеличился практически на 700 миллиардов долларов.

Инфографика наглядно иллюстрирует, что именно в этот период были представлены наиболее успешные модели iPhone и iPad. Смартфоны и планшеты американского производителя совершили революцию в индустрии, изменив навсегда рынок мобильной техники. Разумеется, что это обогатило инвесторов, обеспечив также стабильное развитие компании.

Развитие рынка

Эволюция индустрии мобильной и компьютерной техники привела к увеличению конкурентов. Поэтому у Apple сейчас возникают определенные трудности. Китайские, японские и южнокорейские компании создают аналогичные по спецификациям устройства, но с более приемлемым для потребителей ценником.

Учитывая динамично растущую конкуренцию, возникает вопрос, сможет ли компания Apple удивить потребителей, заставив отказаться от продуктов конкурирующих брендов? Складывается впечатление, что американскому производителю не удастся кардинально изменить ситуацию. Гаджеты Apple не имеют фирменных функций и уникальных аппаратных решений, которым нет аналогов. С трудом верится, что американская корпорация сумеет существенно оторваться от конкурентов именно благодаря техническим инновациям.

Примерно 50% прибыли Apple – продажи смартфонов iPhone. Пик продаж смартфонов был зафиксирован в 2015 году.

Диаграмма показывает, что уже в 2016 году продажи смартфонов iPhone заметно снизились. Спустя год ситуация незначительно улучшилась. Однако достигнуть показателей 2015 года все равно не удалось. В Apple быстро нашли оптимальное решение. Во избежание уменьшения размеров дохода было принято решение повысить стоимость смартфонов. Чтобы покупатели не отказались от продукции популярного американского бренда, дизайнеры заметно переработали концепцию iPhone.

Например, iPhone X по праву считается одним из первых безрамочных смартфонов. Стоимость устройства превысила отметку в 1000$. Однако доходность сохранила положительную динамику. Поэтому уровень продаж падает, а прибыльность остается прежней и даже постепенно растет.

Изменение средней цены на iPhone

В 2016 году в среднем iPhone стоил около 620$. Спустя два года ценник возрос практически на 130$.

Далеко не все покупатели были готовы переплачивать за iPhone последней модели. Поэтому владельцы устаревших смартфонов 5 и 6 поколения стали покупать iPhone 8, а не iPhone X. Причина довольная банальна – смартфон 8 поколения по-прежнему актуален, но стоит намного дешевле. В свою очередь, владельцы iPhone 8 предпочли воздержаться от приобретения смартфона новой модели.

Диаграмма наглядно иллюстрирует, что на территории Японии, а это страна, в которой iPhone – 50% всего рынка смартфонов, наилучший уровень продаж именно у восьмой модели. Ненамного лучше у Apple обстоят дела в Китае. Местные производители выпускают недорогие, но весьма функциональные устройства.

Практически все китайские смартфоны обладают идеальным соотношением стоимости и качества. Поэтому на местном рынке доминирует продукция производителей из Китая. Все это привело к тому, что доля iPhone составляет не больше 10%. Рынок мобильной техники действительно перенасыщен, поэтому заработать деньги на продаже смартфонов крайне непросто.

Как Apple планирует выйти из кризиса?

Наиболее вероятный способ увеличения доходности – продажа всевозможных сервисов, а не мобильной или компьютерной техники. Необходимо отметить, что американский бренд уже частично реализовал это направление. Около 16% от всего дохода компании приходится именно на продажу сервисов. Структура рынка мобильных телефонов динамично изменяется. Поэтому компании, которые своевременно не трансформировались в модель, ориентированную на продажу услуг, вряд ли смогут выдержать столь высокий уровень конкуренции.

Все эти размышления можно подкрепить вполне реальными примерами – компании Nokia и BlackBerry. Эти фирмы не смогли своевременно перестроиться, они игнорировали новые тренды в виде сенсорных экранов и операционных систем, поэтому банально проиграли конкуренцию. Компания Nokia долго не оснащала смартфоны фронтальными камерами, которые являются едва ли не главным элементом мобильного устройства сегодня.

Подобный сценарий вполне вероятен для Apple. Однако представители компании сообщают, что они готовы к трудностям, и знают, как именно их нужно преодолевать. Уверенность корпорации вполне обоснована, поскольку она имеет финансовую подушку безопасности в размере 300 миллиардов долларов.

При необходимости компания сможет инвестировать денежные средства в поглощение перспективных компаний и покупку новых технологий. Подушка безопасности позволяет переманивать талантливые кадры у конкурентов. Впрочем, Тим Кук уверен, что на данном этапе в этом нет острой необходимо. Вместе с этим менеджер уверяет, что не откажется от приобретения даже крупной компании, если она имеет стоящие разработки, способные вызвать у пользователей wow! эффект.

Далем выводы

Если тщательно проанализировать, приведенные аргументы, можно сделать несколько вполне логичных умозаключений. Прежде всего, динамичное развитие Apple – это определенно заслуга Стивена Джобса. Он сумел своевременно реализовать инновации в смартфонах и планшетах. Владельцы iPhone и iPad пользовались действительно уникальной техникой, которой не было аналогов.

Грамотная маркетинговая стратегия – еще один секрет успеха Стива Джобса. Именно под его руководством компания Apple эффектно презентовала свою продукцию на внутреннем и международном рынке. Он определил вектор развития бренда, а также навсегда изменил индустрию компьютерной и мобильной техники.

Второй вывод заключается в том, что выбранный Джобсом вектор окончательно себя исчерпал. Поэтому компании Apple необходимо определить новое направление. Если корпорация своевременно не перестроиться на реализацию новых тенденций, то тогда не только утратит ведущие позиции в рейтинге капитализации, но и вовсе рискует оказаться на грани банкротства.

Как именно будет развиваться ситуация дальше? Очевидно, что Apple будет активно продвигать собственные сервисы. Проведенная недавно презентация наглядно продемонстрировала, что корпорация готова к реализации этого вектора.

Категории:

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Инвестирование с QuantPro Platform

Оптимальное соотношение между доходностью и риском